1

ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ:

Метрика* Богородицерождественского собора Бобренева монастыря (1887 г.).

Местоположение и история церкви:
В монастыре две церкви, два каменных корпуса и каменные сараи.
По преданию монастырь и церковь во имя Рождества Богородицы основан великим князем Дмитрием Иоанновичем Донским приблизительно в 1381 г. В «Истории российской иерархии» говорится, что когда построен Бобренев монастырь неизвестно. Надписей каких-либо не имеется, следовательно и во времени основания церкви также положительно неизвестно. При монастыре и архиве никаких древних документов не имеется, каковые могли бы дать материал для нового верного и полного описания.
Церковь каменная из кирпича.
Монастырь находится при деревне, основан на возвышенном месте, при когда-то существовавшем озере и близ лежащем расстоянии от реки Москвы.
Церковь старинная и по преданию видно, что были пристройки возводимы, но какие и когда неизвестно. Самый же монастырь или постройки такового возобновляются, а храмы по возможности украшаются ныне.
Совершалось ли памятное событие относящееся к истории Русской Церкви того неизвестно, но самый монастырь сооружен в память для русской истории и церкви, Куликовой битвы, как гласит предание.

Наружные части церкви:
Церковь прямая, одноэтажная, выходов, усыпальниц со склепами не имеется.
Алтарь состоит из одного полукружия, граней в нем никаких нет.
Размер церкви: длина 18, ширина 7, а вышина 11 сажень**.
Церковь построена из кирпича, исключая фундамент, который на камне.
Середина стен насыпана бутом и залита известью. Кирпич обожженный, но определить весь такового в настоящее время невозможно, длина же коего будет ¼ аршин*** , то есть с частью вершков, а шириной более 2 вершков****. Клейм на кирпичах нет. Что же касается стен, то в первобытном ли они виде или изменены неизвестно, но проходов или пустых мест нет, сваи в стенах железные. Прочего ничего не имеется/
Наружные стены гладкие. На восточной стороне есть впадины или рамки для написания картин, каковые картины в настоящее время изготовляются. Поясов или платбант никаких нет, как с наружной, так и с внутренней стороны.
Фонаря или купола карниз проведен штукатурными поясами, а капители и окружность фонаря зубчатые.
Кровля на церкви конусообразная или пирамидальная на два ската из железа, выкрашена медянкой.
Фонарь на сводах полуглухой, так на западной, северо-западной и восточно-западной стороне имеется по одному окну. Фонарь устроен над полусводами при настоящей церкви. На фонаре есть шея гладкая со впадинами для карниза.
Глава на церкви одна представляет вид маковицы конусооконечной, покрыта белой жестью.
Крест на главе восьмиконечный, цепей на оном нет, также и прочного ничего нет.
Окна продолговатые, в алтаре числом 3 окна в три света. Под самой крышей малых окон нет. Висячих арок над окнами нет, окна прямые и внутри решетки железные, ставень никаких нет, но можно предполагать, что были, так как в откосах с наружной алтарной стороны есть крючья для сего.
Внизу подоконников обкладки из цветных кафелей тоже нет.
Дверей три: северные, южные и западные. Все железные окрашены медянкой, петли на дверях простые, а прочего выдающегося ничего нет.
Паперть устроена с одной западной стороны, каких-либо древних камней с резьбой или надписями не видно так как она в недавнее время расписана и по преданию и летописям ничего положительно неизвестно.

Внутренние части храма:
Церковь устроена внутри прямолинейно. Алтарь от храма отделяется каменною стеною в три пролета, именно: царские двери, северные и южные.
Приделов в церкви два, оныя находятся в трапезной и отделяются от настоящей церкви стеною по середине коей находится арка, соединяющая настоящий храм с трапезной.
Свод устроен в настоящем храме котловый.
Пол во все храме одинаковый плитный.
Алтарь без разделения. Помост в алтаре против помоста храма возвышен на две ступени. Алтарь изменен переменою пола с деревянного плетейный.
В настоящем храме престол деревянный, от помоста не возвышен, шириною 1 аршин 9 вершков, длина 1 аршин 10 вершков, вышина 1 аршин 9 вершков, а в пределах правый шириною 1 аршин 5 ¼ вершка, длина 1 аршин 6 вершков, вышина 1 аршин 4 ½ вершка. Левый ширина 1 аршин 4 вершка, длина 1 аршин 3 ½ вершка, вышина 1 аршин 4 ½ вершка, все три престола ни серебром, ни медью не обложены и изображений и подписей не имеют.
Жертвенники во всех тех алтарях деревянные: в настоящем вышина 1 аршин 9 вершков, ширина 1 аршин 4 вершка, в приделах, правом, вышина 1 аршин 6 вершков, ширина 1 аршин 1 вершок, в левом: вышина 1 аршин 4 ½ вершка, ширина 1 аршин 4 вершка, и все они постановлены на открытых местах в алтарях с северной стороны.
По изображению архитектуры в настоящем храме, иконостас нельзя признать станинным или древним, но как видно, он стоит более 100 лет, ибо резьба в нем изображает рисунки прошлого столетия, как например: витые розаны, урны испускающие огонь и обвитые ползучими растениями; и в рамках на иконах резьба тоже изображает листик соединяющие нитью; в настоящее же время гладкая отделка более процветает, следовательно иконостас прошлого века, сам же иконостас состоит из трех ярусов: первые два яруса поддерживаются круглыми колонами Царские двери двухстворчатые форма верхушек Царских дверей полукруглая.
Солея прямая каменная, выше помоста храма на 6 вершков, решетки нет.
Амвон каменный сени над ним нет.
Клиросы стоят около северных и южных алтарных дверей.
Когда построена колокольня неизвестно, восьмиугольной формы, шпиль шатровый, изображений и старых надписей нет.
Всех колоколов 15: надпись на большом колоколе: «Сей колокол Коломенской округи в Бобреневскую пустынь к церкви Рождества Пресвятой Богородицы, иждивением коломенского 2 гильдии купца Киприана Максимовича Кислова в Москве на заводе Николая Самгина отлит, весу 122 пудов***** 37 фунтов******.Лил мастер Аким Воробьев».
Полилейный: «1827 г. февраля 15 дня вылит сей колокол Коломенкой округи в Бобреневскую пустынь к церкви Рождества Пресвятой Богородицы иждивением Коломенского 2 гильдии купца Киприана Максимовича Кислова весу 100 пудов 28 фунтов». Ежедневный: «Дмитрия Самгина весу 61 пуд 25 ф. Московским 1 гильдии купцом Почетным гражданином Давыдом Ивановичем Хлудовым».
Стены церковные расписаны иконописным письмом.
Иконы в иконостасе русского письма. Иконы в деревянных рамках с резьбой. Есть чудотворная икона, но печатного описания в монастыре нет.  [1]

Ответы давал: игумен Иоасаф*******, домашнего образования, настоятельствует 3 года.
Метрика составлена 27 января 1887 г.  [2]

 

© Богородицерождественский Бобренев мужской монастырь