1

ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ:

Восстановление самостоятельности Богородицерождественского Бобренева мужского монастыря (1864 г.). Часть 1.

Святейшего Правительствующего Синода*, члена оного, Филарета, митрополита Московского и Коломенского**,
Донесение.

Московский почетный гражданин Давид Иванов Хлудов
***, в прошении своем, поданном мне в феврале месяце 1861 года, объяснил, что в Коломенском Бобреневом мужском монастыре, состоящем близь города Коломны, все монастырское строение от времени обветшало, поддержать же оное, как он узнал, монастырь не имеет никаких средств. Видя таковую крайность обители, в которой находилась одна только церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы с двумя приделами, Казанския и Феодоровския Божией Матери, он Хлудов решился воздвигнуть , на собственный свой капитал, другой теплый трехпрестольный храм во имя Феодоровской Божией Матери с двумя приделами, один Казанской Божией Матери, а другой преподобного Давида, и построить вместо одного ветхого .два новые братские корпуса; что им с разрешения моего и исполнено.
Трехпрестольный каменный храм воздвигнут, украшен внутри благолепием и снабжен всею церковную утварью, два каменных корпуса, для помещения братии, также окончены постройкой со всеми внутренними отделками и необходимыми вещами и покрыты железом. [1]

Этот Богородицерождественский Бобренев монастырь, как ему Хлудову известно, соединен в 1800 году со Старо-Голутвиным монастырем, что бы последнему пользоваться существованием от угодий Бобренева монастыря, так как Старо-Голутвин монастырь в оном штатном остался без всяких средств к поддержании оного и содержанию братии.
Ныне же в Старо-Голутвине монастыре усердствующими лицами, как самые храмы украшены благолепием, так и все монастырское здание приведено в надлежащий и прочный вид, и для содержания оного и братии имеется достаточная сумма, положенное на вечное время, так что оный монастырь может безбедно содержаться от вечного вклада.
Имея усердие к Бобреневой обители, он желает, что бы оная обитель была независимою от управления Старо-Голутвина монастыря, а для сего в подкрепление к тем средствам, которые имеет для своего содержания Бобренев монастырь в настоящее время, имеет пожертвовать еще покупаемую близь оного землю, а потому и просил возвратить Бобреневу монастырю те права самостоятельности, которыми он пользовался до 1800 года. [2]

По рассмотрении мною обстоятельств сего дела, открылось, что вопрос о возвращении Бобреневу монастырю самостоятельности, должен быть разрешен преимущественно на основании соображений исторических и топографических. До 1800 г. близ Коломны существовали два независимые один от другого монастыря Голутвин второклассный и Бобренев заштатный. По перенесению Коломенской архиерейской кафедры в Тулу, остался в Коломне древний кафедральный собор, в котором почитаются некоторые архиереи святой памяти, без причта и без способов существования, как бесприходный и древний архиерейский дом, так же пустой и без способов поддержания. В сей крайности митрополит Платон испросил второклассный Голутвин монастырь перенести в Коломну в архиерейским дом под названием Ново-Голутвина, и к нему приписать бывший кафедральный собор, стоящий вне ограды нового монастыря; но как сие было неудобно для монастыря, то собору дан причт белого духовенства с небольшим пособием из окладов монастыря

Уничтожение одной крайности произвело другую. Древний Голутвин монастырь, основанный по благословению преподобного Сергия, которого и посох там благоговейно сохраняется, остался пустой, без способов существования. Против сей крайности употреблена следующая весьма принужденная и не естественная мера. Опустевший Голутвин монастырь и Бобренев. разделенные расстоянием на семь верст и рекою, соединены в один монастырь, под названием Бобренево-Голутвин; в опустевший Голутвин помещена часть братии из Пешношского монастыря, и определена к нему часть угодий Бобреневских. При содействии благотворителей, усердствующих преподобному Сергию, Старо-Голутвин достиг значительного благоустройства, в отношении к числу братии, порядку и достаточности зданий, но и ныне имеет нужды в средствах, которые заимствовал от Бобренева, и которыми продолжает пользоваться уже 60 лет. Из сего видно, что по просьбе, что бы Бобренев монастырь имел своего настоятеля и был не зависим от Старо-Голутвина, дело идет не о даровании Бобреневу монастырю нового права, но о возвращении прежнего права, которое он имел до 1800 года; и, по местным обстоятельствам сколько соединение его с Старо-Голутвиным неудобно столько может быть полезна для его благоустройства самостоятельность.
Только в сем случае нужно, что бы средства содержания его были усилены, что и обещается благотворителем.
Посему 9 декабря 1861 года я предписал учинить следующее: 1) Ожидать от благотворителя исполнения обещания; 2) За тем представить Святейшему Синоду о восстановлении Бобренева монастыря самостоятельным на своем содержании; 3) иметь ему одного настоятеля, одного казначея и 15 братии; 4) Старо-Голутвин оставить в прежнем числе братии, и оставить за ним то, чем он пользовался до ныне из угодий Бобренева монастыря.

Вашего Святейшества нижайший послушник Филарет, митрополит Московский и Коломенский.[4]
 

© Богородицерождественский Бобренев мужской монастырь